Освоение строительной площадки

14 апреля 2011

Производству работ по возведению объекта предшествует подготовительный организационно-технический период по освоению строительной площадки, в течение которого осуществляется ее ограждение, разбивка сооружений, устройство временных зданий и сооружений.

Ограждение строительной площадки выполняют сборно-разборное из инвентарных щитов (дощатых или из профилированного  металлического настила) и стоек. Для исключения земляных работ стойки устанавливают на лежнях или между фундаментными блоками, временно смонтированными в один ряд насухо по периметру строительной площадки.

Строительные огражденияДля удобства и безопасности прохода возле строительной площадки вдоль ограждения с наружной его стороны устраивают козырек и при необходимости тротуар из досок. При устройстве в ограждении проходов в здание над ними делают сплошной настил (после монтажа основных конструкций здания). Если  ограждение выходит на магистраль, то его внешний вид согласовывают с местной администрацией. 

На стадии освоения строительной площадки должна быть создана геодезическая разбивочная основа, служащая для планового и высотного обоснования при выносе проекта подлежащих возведению зданий и сооружений на местность, а также  (в последующем) для геодезического обеспечения на всех стадиях строительства и после его завершения.

Определение и закрепление на местности осей котлованов, траншей, насыпей, их глубины или высоты называют геодезической разбивкой. Ее выполняют, используя геодезические приборы. При горизонтальной разбивке определяют и закрепляют местоположение осей строящегося здания и намечают очертание земляных сооружений в плане, а при вертикальной – глубину выемок и высоту насыпей.

Для этого сначала создается геодезическая разбивочная основа преимущественно в виде опорной строительной сетки из квадратов и прямоугольников со стороной 100-200 м. Разбивку строительной сетки и закрепление ее на местности с помощью постоянных знаков производят, используя имеющуюся на площадке (или вблизи от нее) геодезическую сеть. 

Работы на строительной площадке начинают с определения местоположения углов возводимого здания относительно опорной строительной сетки. Положение углов здания на местности определяется координатами. Крайние оси здания закрепляют в углах обноской, устраиваемой на расстоянии 4-5 м от границ будущего сооружения.

Она представляет собой стойки, устанавливаемые по периметру сооружения через 3-4 м. К стойкам на высоте 1,5 м горизонтально закрепляют прожилины, на которых с помощью теодолита размечают положение крайних осей сооружения. Обноска может быть деревянной или металлической. Металлическую (инвентарную) используют многократно. 

Разбивают котлованы и траншеи непосредственно перед отрывкой. Между противоположными обносками натягивают проволоку, фиксирующую ось здания, и отвесом передают положение оси на поверхность грунта. Размеры котлована по верху закрепляют хорошо видимыми колышками или вехами. Глубину котлованов, траншей контролируют нивелиром.

После зачистки откосов и дна котлована делают исполнительную съемку в плане и по высоте, а затем приступают к детальной разбивке сооружения на продольные и поперечные оси отдельных строительных блоков и частей сооружения и переносу их осей на дно котлована.  Кроме закрепления на местности конфигурации и размеров здания в плане детальная разбивка предполагает определение высотных отметок с помощью реперов и створных знаков, устанавливаемых в контуре сооружения и за его пределами.

Строительную обноску иногда делают не сплошной, а прерывистой, для того, чтобы обеспечить ее сохранность при перемещении техники в пределах контура строящегося объекта.

Временные сооружения возводят для размещения в них бытовых помещений, складов, производственных помещений, источников энергоснабжения. В качестве временных строений используют, как правило, инвентарные передвижные или контейнерные бытовки, имеющие в своем составе гардеробные, сушилки, умывальные и даже душевые.

К временным сооружениям относят и временные сети для подвода к строительной площадке электроэнергии, воды, тепла, а также временные автомобильные дороги.